Новости

Делегация Боровского района посетила Тарусу

25 мая 2012
Делегация Боровского района посетила Тарусу
Итоги состоявшегося в Тарусе 23 мая 2012 г. обсуждения перспектив государственно-общественного управления образованием. 

Тарусский и Боровский район Калужской области объединяет богатое историческое, культурное и духовное наследии, а также единый подход к его использованию в системе образования. В двух районах интенсивно идет процесс приобщения школьников к духовной основе отечественной культуры с помощью учебно-методического комплекта Аллы Валентиновны Бородиной. 
В образовательных учреждениях уже несколько лет преподается курс «Основы православной культуры» повсеместно, начиная с первого класса. Содержание этого курса позволяет преобразовывать педагогическую среду и уклад школьной жизни, что конкретизирует систему духовно-нравственного воспитания, эффективность которой зависит не только от государственного управления образованием, но и от участия в управлении общественности. 
Правовые основы государственно-общественного управления заложены федеральными законами «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Второй документ, больше известный как 131-ФЗ, содержит требование об участии муниципалитетов не только в обеспечении материально-технической базы образовательных учреждений, но прежде всего в воспитании детей. Как в реальной жизни происходит это участие, по каким муниципальным и школьным моделям строится управление образованием в духовно-нравственной сфере, каковы новые точки сотрудничества двух муниципалитетов? Об этом шла речь на Круглом столе, состоявшемся 23 мая 2012 г. в школе № 1 г. Тарусы. На нем была наглядно продемонстрирована еще одна особенность двух районов. Образовательная политика в них выстраивается благодаря открытому сотрудничеству муниципальной власти с благочинными 1-го и 6-го округов Калужской епархии Русской православной Церкви. 
Круглый стол запланировали в феврале на XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях (п.10 Резолюции чтений), участниками которых стала представительная делегация Тарусского района. Наглядно убедившись на педагогической секции в том, что предмет «Основы православной культуры» прочно вошел в наши школы (в двух районах даже открылись школьные кабинеты основ православной культуры), решили, что настало время обсудить вопросы управления в духовно-нравственной сфере. Местом проведения выбрали Тарусу, приурочив встречу к мероприятиям IV открытого фестиваля «Благословенная Тарусская земля», посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры. 
Боровчане второй год активно участвуют в мероприятиях Фестиваля. Этому предшествовал ряд событий, положивших начало становлению теплых дружеских отношений между Боровском и Тарусой. Назовем из них наиболее значимые. Это, конечно же, два широкомасштабных мероприятия: Всероссийская конференция «Уроки Смутного времени», посвященная 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков (Боровск, 29-30 октября 2010 г.) и образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», инициированный депутатами Законодательного Собрания (Калуга, 21 января 2011 г.). Другие события, хотя и меньшего масштаба, но также войдут в историю двух районов. Это Круглый стол в рамках Межрегиональной православной книжной выставки-ярмарки «Радость слова» (Калуга, 17 сентября 2010 г.), межрайонный семинар по обмену опытом трех районов: Боровский, Мещовский и Тарусский (Мещовск, 11 мая 2011 г.) и культурно-просветительская встреча «Образовательный ресурс издательской деятельности Свято-Пафнутьева монастыря» (Таруса, 14 декабря 2010 г.). 
Калужская встреча войдет как первый публичный обмен опытом преподавания основ православной культуры, хотя тарусян и раньше знакомили на курсах повышения квалификации с боровским подходом. Семинар в Мещовске запомнится не только посещением современно обустроенной школы, но и эмоциональным открытым обсуждением процесса введения в школах основ православной культуры, с качественным преподаванием которого участники мещовской встречи свяжут решение демографической проблемы. 
Делегация Боровского района посетила ТарусуКультурно-просветительская декабрьская встреча в Тарусе останется в памяти как событие, где зародились деловые предложения по взаимодействию школы, муниципальной и церковной власти, но стимулом и правовой основой ее проведения послужил факт подписания Договора (№ 66 от 26 ноября 2010 г.) о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви. Собственно с этой встречи и пошло стремительное развитие плодотворных дружеских отношений. Уже 9 января 2011 г. главами администраций двух районов Геннадием Станиславовичем Новосельцевым и Евгением Михайловичем Мальцевым был подписан Протокол о намерении сотрудничать в сфере духовно-нравственного воспитания. В Протоколе записали обратиться к благочинным с просьбой окончательно согласовать текст взаимных обязательств и назначить дату и место подписания четырехстороннего Договора (два муниципалитета и два благочиния). И уже 14 января Договор был скреплен четырьмя печатями и подписями. Происходило все в конференц-зале Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura/dogovor_borovsk_tarusaq.doc). 
Хорошо запомнилось как наместник монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов) после подписания призвал каждого действовать на своем месте и подчеркнул следующее. «Отрадно не то, что мы гордимся своими успехами в духовном просвещении детей, а то, что имея мизерные финансовые ресурсы, опираясь на инициативы заинтересованных людей, стали по крупинкам собирать опыт делания и получили первые результаты... Нам нужно объединить усилия: совместно мы принесем больше пользы, чем поодиночке. Нам не надо конкурировать и хвастать своими успехами. Это забота о душе, о детской душе, и здесь нужно быть крайне осторожными. Все должно делаться спокойно и в одном русле». 
Сказано — сделано. И уже на следующий день, 15 января делегация Боровского района, возглавляемая заместителем главы администрации Александром Николаевичем Ракитиным, разделила радость с тарусянами по случаю торжественного открытия и освящения в школе № 1 Центра духовно-эстетического воспитания и развития. В СМИ этот Центр назовут Кабинетом будущего, а по жизни Центр больше известен как кабинет основ православной культуры. 
Но вернемся к дням сегодняшним, когда проходил IV открытый фестиваль «Благословенная Тарусская земля». В этом году на его открытии побывала театральная студия «Ковчег» (руководитель Анатолий Лагунов) воскресной школы Свято-Пафнутьева монастыря. Тарусским школьникам показали драматическое сказание «Да исправится молитва моя» по рассказу К.Г.Паустовского «Горячий хлеб». 
Делегация Боровского района посетила ТарусуА накануне дня памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, в среду 23 мая, Тарусу посетила представительная делегация Боровского района, в составе которой были директора практически всех школ района. Возглавили делегацию исполняющая обязанности заместителя главы администрации завотделом культуры Ирина Алексеевна Башкирева и завотделом образования администрации Людмила Сергеевна Силаева. От благочиния в поездке участвовал священник Анатолий Чернов. В поездке также приняли участие советник главы администрации по вопросам духовно-нравственного воспитания Тамара Викторовна Анохина, корреспонденты студии телевидения Боровского района и газеты «Боровские известия». 
Делегация Боровского района посетила ТарусуВ первой половине дня боровчане знакомились с историей Тарусы, ее богатым культурным наследием, путешествуя по городу и посещая тарусские музеи. Вторая половина дня прошла в тарусской школе № 1 им. М.Г Ефремова, где гости посетили школьные музеи и приняли участие в Круглом столе «Перспективы государственно-общественного управления в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тарусского и Боровского районов». 
Отрадно заметить, что в очередной раз участников межрайонного мероприятия приветствовали глава муниципальной власти и церковной власти: Евгений Михайлович Мальцев и протоиерей Леонид Гвоздев. Евгений Михайлович, изложив свою твердую позицию о необходимости консолидировать усилия государства, общества и Церкви, с заметной удовлетворенностью прямо сказал, что через тарусскую модель общественного управления образованием оказывается огромная помощь власти. 
Делегация Боровского района посетила ТарусуНо и школа только выигрывает от такого соуправления, убеждала всех глава города Тарусы Наталья Денисовна Верзилина. Из доклада директора школы Елены Викторовны Котовой о деятельности Управляющего совета школы стало известно, что через школьный Совет удалось кардинально изменить отношение родителей к школе, и открыто принять такие решение как участие школьников в субботниках, введение предмета «Основы православной культуры» на всех ступенях образования. 
Наталья Денисовна Верзилина, одновременно руководящая Муниципальным Управляющим советом образования и Управляющим советом школы № 1, обратила внимание участников заседания на то, что школы теперь обрели невиданную ранее самостоятельность, которой надо умело пользоваться. Об этом Наталья Денисовна не раз говорила с трибуны региональных и межрегиональных форумов. Об этом также речь шла и на заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Совет рекомендовал руководителям образовательных учреждений и руководителям муниципальных органов власти, представители которой входят в школьные органы управления образованием, шире использовать новые полномочия, которые предоставляются государством. Областные рекомендации актуальны для регулирования именно духовно-нравственной сферы, которая в Калужской области определяется тем, что подавляющее число жителей причисляет себя к приверженцам православной культуры. Поэтому в школах нашего региона давно ведется преподавание основ православной культуры, а в условиях, когда новые предметы курса «Основы религиозных культур и светской этики» стали обязательными в школьной программе четвероклассников, важно сохранить и развить накопленный калужский опыт, позволяющий школьникам углубленно изучать православную традицию, не ограничиваясь одним годом обучения. 
Отметим, что на протяжении всего заседания в выступлении практически каждого участника подчеркивалась необходимость взаимодействия с Церковью, а член Общественной палаты Калужской области Фрида Андреевна Никулина, высоко оценив данное мероприятие, подчеркнула, что Россия исторически всегда была верующей страной, поэтому так важно в настоящее время сближаться с теми людьми, которые несут веру. 
Итогом обсуждения стало признание роли глав администраций Боровского и Тарусского районов, задающих тон в работе по выстраиванию системы духовно-нравственному воспитания в образовательных учреждениях, что позволяет открыто консолидироваться и сотрудничать всем социальным институтам, используя различные формы управления образованием. Это особо подчеркнула в своем выступлении Людмила Сергеевна Силаева, дополнившая рассказом о боровской модели видеосюжет студии телевидения Боровского района о Координационном совете по духовно-нравственному воспитанию, действующем при администрации района. 
На Круглом столе состоялся также просмотр видеосюжетов о пребывании калининградцев в Боровске и Тарусе. Поводом для просмотра послужил отзыв директора школы г. Калининграда Елены Васильевны Ивановой. Она увидела в работе Управляющего совета школы № 1 образец триединого сотрудничества администрации города, школы и духовенства, их совместной слаженной работы. Елена Васильевна рассказала, что у них в городе также созданы управляющие советы в школах, но они в основном занимаются распределением финансовых средств. Теперь же появилась мысль, что вот так, по аналогии с тарусской моделью и надо строить деятельность Управляющего совета. «Хотя в областном центре это тяжелее, — заметила Елена Васильевна, — но начинать надо» (см. электронный ресурс: http://mo.tarusa.ru/novosti/novosti.htm). 
Напомним, что в апреле этого года на протяжении десяти дней на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря Калужский государственный институт модернизации образования проводил курсы повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений Калининградской области по программе «Образовательное партнерство школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития подрастающего поколения». В составе группы из 30 человек находились также начальник отдела модернизации образования Н.А.Строганова, ректор Калининградского областного института развития образования Л.А. Зорькина, начальник УМЦ духовно-нравственного воспитания Калининградского областного института развития образования С.Ю. Афанасьева, директор УМЦ им. С.А.Рачинского М.Е.Соколова, а также директор православной гимназии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калиниградской епархии РПЦ протоиерей Сергий Коротких. 
«Одним из эффектов окончания данных курсов, — говорится в заметке на сайте Калининградского областного института развития образования, — стало сплочение стажировавшихся в единую команду, объединенную желанием развивать процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся как в образовательных учреждениях, которые они представляли, так и на уровне региона» (см. электронный ресурс: http://www.koiro.edu.ru/news/news_main/index.php?news=4796). 
Таким образом, в результате просмотра видеосюжетов и дискуссии о работе таких органов общественного управления образованием как Муниципальный Управляющий совет образования, Управляющий совет школы № 1 в Тарусском районе и Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию при администрации Боровского района, участники Круглого стола признали огромный потенциал общественных форм управления образованием, который необходимо реализовывать на местах. Несомненную пользу обсуждения темы высказали все директора школ, хорошо понимающие, что расширение самостоятельности школ влечет и расширение ответственности за принимаемые решения, поэтому внедрение эффективных механизмов хозяйствования и управления ресурсами становится неотъемлемой частью модернизации образования, влиять на которое готово все больше и больше родителей и представителей общественности. Для этого есть механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». В этом убедились участники Круглого стола на примере работы Управляющего совета школы № 1, которым руководит глава города Тарусы Н.Д.Верзилина. Все согласились продолжить практику подобных встреч, уже намечены тематические встречи, на которых запланирован обмен опытом и совместный поиск путей совершенствования системы духовно-нравственного воспитания не только в школах, а и в муниципалитетах. 
«Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать, пишет В.В.Путин в статье „Демократия и качество государства“. — Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным». Теперь есть реальные возможности непрерывно влиять на власть и на процесс принятия ею решений. «Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее „тестировать“ все государственные документы». 
Делегация Боровского района посетила ТарусуТакое «тестирование» проходит проект ФЗ «Об образовании» и мы надеемся, что будут максимально учтены все предложения. Обратим внимание, что пока в проекте отсутствует принцип культуросообразности, который бы гарантировал соответствие отечественной культуры, в духовной своей основе православной, приоритету духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина и патриота России, заявленному в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Поэтому и получается, что на местах для решения государственной задачи, приходится муниципалитетам и образовательным учреждениям через механизмы общественного управления нормативно закреплять наполнение нравственных ориентиров живой водой духовного источника, которым для Калужской области, как и для большинства регионов России, является Православие. Напомним, что эту задачу действительного приближения школьного и внешкольного воспитательного дела к путям православной культуры В.В.Зеньковский называл грандиознейшей, а вместе с тем исключительно важной задачей. Если не удастся ничего сделать в этом направлении, то напрасны будут все теоретические построения и организационные начинания, ибо отрава современным «дуализмом» культуры происходит еще на школьной скамье, — так писал ученый в середине прошлого века (Ст.31 Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002.) 
Делегация Боровского района посетила ТарусуА как сейчас обстоят дела с православной культурой в масштабах области и всей страны? Модуль «Основы православной культуры» выбрали 67,96% обучающихся (по РФ — 28,7%), «Основы светской этики» — 29,3% (по РФ — 40,7%), «Основы мировых религиозных культур» — 2,4% (по РФ — 20,3%), «Основы исламской культуры» — 0,3 % (по РФ — 5,6%), «Основы иудейской культуры» — 0,02% (по РФ — 0,1%) (данные по РФ взяты из материалов коллегии министерства образования и науки РФ от 20 марта 2012г.). 
Хотелось бы утешиться значительным «отрывом» от страны. Но сравнение данных внутри Калужской области вынуждает реально оценить ситуацию в образовательных учреждениях области и задуматься над вопросом о причинах заметного снижения выбора родителями предмета ОПК в марте 2012 г. в сравнении с данными в ноябре 2011 г. Здесь надо пояснить, что в ноябре 2011 года по инициативе регионального министерства образования и науки повсеместно в школах прошли родительские собрания в четвертых классах, поскольку предполагалось, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» дети будут изучать в последней четверти текущего учебного года. Однако все произошло не так. Эти дети и их учителя, проходившие курсы по ОРКСЭ в феврале 2012 г., не попадают в планы федерального министерства образования и науки по введению ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г. Однако сведения по выборам в ноябре 2011 г. фактически обеспечили мониторинг ситуации, выводы по которого очевидны. Выбор родителями четвероклассников модуля «Основы православной культуры»: ноябрь 2011 г. — 72, 7% март 2012 г. — 67, 96%.
Выбор родителями третьеклассников модуля «Основы светской этики»: 
  • ноябрь 2011 г. — 24, 93%;
  • март 2012 г. — 29, 3%. 
*** В.В.Зеньковский мыслил рост православной культуры, культуры, проникнутой духом Православия и в сознании своем утверждающей эту связь, через «островки» или оазисы православной культуры, которые своим очарованием, своей правдой должны овладеть душой народа. Такие «островки» есть в Калужской области. Например, тарусская школа № 1, где высший орган управления образованием принял решение для своих детей изучать ОПК во всех классах. Это решение последовательно претворяется в практику. В Боровском районе такими «островками» можно назвать ноосферную школу и школу № 3 г. Балабаново. А кто позаботится о других детях? Всем ли родителям педагоги помогут сделать правильный выбор в изучении основ религиозных культур? Чем мы, взрослые, можем уже сейчас помочь подрастающим детям? Что каждый из нас, со своего рабочего места, может сделать для своего близкого, для отдельного человека, для конкретной семьи, для страны, чтобы жизнь была по любви и правде, миролюбивой и счастливой? Будущее нашей страны мы созидаем сегодня. Вспомним слова известного педагога: «Сегодня — дети, а завтра — народ». У нас есть реальная возможность влиять на будущее страны через формы государственно-общественного управления образованием. От нас требуется волевое усилие, чтобы следовать указаниям Президента в этой сфере. Так, критикуя общественные советы при органах исполнительной власти, президент указывает на формальный или показной характер и призывает «...отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов — их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов». Большая цитата приводится с одной целью: обозначить вектор совершенствования деятельности калужских общественных структур, в частности, Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при Правительстве Калужской области, который трижды с момента своего создания заседал, а принятые решения до сих пор ждут исполнения работниками государственных структур, для которых эти решения носят рекомендательный характер, что следует прочитывать как «необязательно к исполнению». Такой вывод не перечеркивает несомненное калужское достижение, которым является создание такого Совета при Правительстве области. Благодаря новой структуре идет диалог с общественностью, с Церковью. И теперь на повестку дня выходят вопросы нормативно-правового регулирования, о чем были приняты решения участниками широкомасштабного общественного форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», инициированного депутатами Законодательного Собрания. 
Участники форума, определяя духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в качестве ключевого фактора становления гражданского общества; констатируя, что социально-экономическое развитие Калужской области невозможно без приоритета духовно-нравственных, культурных ценностей жизни каждого человека, посчитали важным отметить, что духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи признано важнейшей задачей современного российского общества, от решения которой зависит возможность его нравственного возрождения. Важным шагом на пути приобщения детей и молодежи Калужской области к традиционным духовным ценностям является организация преподавания в образовательных учреждениях области предмета «Основы православной культуры». 
Участники Форума посчитали целесообразным: Законодательному Собранию Калужский области сформировать состав рабочей группы по подготовке проекта Закона регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона. А рамках работы Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Калужской области при Правительстве Калужской области участники Форума посчитали необходимым инициировать разработку межведомственной долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области на 2011-2015 гг. Таким образом, в Калужской области используется «возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты» (В.В.Путин). На этом пути заметна консолидация Боровска и Тарусы, которые реально осваивают новые формы государственно-общественного управления образованием в духовно-нравственной сфере, понимая, что обращение к православной духовности, как истинному источнику нравственной чистоты и красоты, как недостающего сегодня критерия для различения Добра и зла, сможет помочь противостоять дальнейшей деградации детей, молодежи, общества.

Т.В.Анохина, советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания


Возврат к списку

Опрос населения муниципальных образований

Опросы

  1. Вы пользуетесь Порталом госуслуг? Если да, то с какой целью?
    1. Для подачи электронной заявки на госуслугу - 8 (57.14%)
       
    2. Для поиска информации по интересующей госуслуге - 3 (21.43%)
       
    3. Не пользуюсь - 3 (21.43%)
       
    4. Для поиска контактной информации конкретной государственной организации - 0 (0%)
       
    5. Для скачивания формы заявления на госуслугу - 0 (0%)
       

Погода


Ветер: ,  м/сек.
Давление:  мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход: