Основы православной культуры

Концептуальная основа муниципального образовательного проекта
«Развитие культурной педагогической среды
на основе духовной традиции отечественной культуры»

(автор Т.В.Анохина)

Исследовательская работа по проекту
проводится в системе образования Боровского р-на с ноября 2006 г.
по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента

          Проект разработан в гуманитарно-антропологической парадигме, где образование становится универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего — быть подлинным субъектом культуры и исторического действия.
          Основной замысел проекта состоит в том, что проблему формирования духовно-нравственной личности можно решить путем проектирования культурной педагогической среды образовательного учреждения (школы, детского сада) на основе духовной традиции отечественной культуры.
          Основополагающим в развитии среды выступает принцип восполняющего дополнения духовными и нравственными ценностями Православия, поэтому курс «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры» вводится на первом этапе проекта.

          Что такое культурная педагогическая среда?
Это система
  • взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов, аксиологически (ценностно) обусловленных
  • существующая в рамках образовательной системы как культурное поле, сообразное тенденциям развития сферы культуры и образования и связанное с деятельностью педагога или созданными им условиями для реализации основных педагогических задач (А.В.Иванов, 2004)

           Базовые компоненты культурной педагогической среды:
  • детско-взрослая со-бытийная общность (в понимании В.И.Слободчикова)
  • уклад школьной жизни
  • педагогическая поддержка (в понимании О.С.Газмана), дополненная категориями сакральной сферы
  • педагогические традиции
  • педагогические новации, укрепляющие качество образования иобразовательной среды.

Основные направления деятельности по проекту:
  1. Историко-культурологическое образование.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности.
  3. Социально-ориентированная деятельность и социальное служение.

          1. Историко-культурологическое образование (воспитание и обучение) предполагает усвоение учащимися основных идей, теорий и концепций, отражающих взгляд на человека, окружающий мир, культуру, общество, цивилизацию.
          Работа строится на изучении базовых предметов с выделением в них духовного компонента, а также на экспериментальном преподавании новых тематических блоков (модулей) и элективных курсов. Первостепенное значение придается системному преподаванию курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры».
          Основная форма внеурочной деятельности учащихся — творческая, поисково-исследовательская и проектная.
          Ожидаются воспитательные эффекты образовательной деятельности, позитивная динамика учебных достижений обучающихся, рост учебной мотивации, позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам

           2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности предполагает:
  • сообщение учащимся знаний, ценностей, норм и правил поведения в обществе;
  • педагогическую поддержку нравственного выбора и самоопределения в лучшем из отечественной культуры.
          Педагогическая поддержка как совместная деятельность педагога и растущего человека предполагает соотнесение растущим человеком тех знаний, которые у него есть о требованиях внешнего мира, с самим собой, своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в самом себе.
          Педагогическая поддержка предполагает умение различать проблему школьника и проблему педагога.
          Признание за воспитанником свободы выбора и самоопределения — обязательное условие современной профессиональной педагогической деятельности. Свобода выбора рассматривается как свобода в возможности выбирать Добро.
          Нравственное воспитание и развитие личности можно характеризовать двумя уровнями:
 
  • рациональным - информационная составляющая, нравственное научение, деятельностная составляющая, и
  • духовным— подготовка и участие в церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, покаяние, воспитание чувства благоговения и почитания святынь (Склярова Т.В.).

          В общеобразовательных школах воспитание на духовном уровне основывается на священном (сакральном) отношении к Родине, миру, людям, природе, на почитании святынь. К христианским святыням относятся Крест, Евангелие, иконы, мощи святых, места, связанные со Священной историей.
          Работа строится в рамках концепций воспитания, разработанных в образовательных учреждениях и/или лично классными руководителями, классными воспитателями, воспитателями детских садов. В рамках дополнительного образования вводятся спецкурсы по обеспечению процесса самоопределения старшеклассников в ценностях отечественной культуры. Кроме обычной воспитательной работы и практики дополнительного образования разрабатываются проекты педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности ребенка, что позволяет педагогически обеспечить целостное развитие личности во всей совокупности её духовных, душевных и телесных проявлений.
           Ожидается позитивная направленность развития личности, проявляющаяся в позитивном изменении отношения к традиционным ценностям Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Человек рассматривается в трех и постасях: духовное, душевное, физическое. Ожидается также рост мотивации к саморазвитию, благоприятный психологический климат в классе, группе (образовательном учреждении), активная жизненная позиция.

           3.Социально-ориентированная деятельность (групповая, индивидуальная) и социальное служение предполагает подтверждение усвоенных знаний, ценностей, норм поведения в социально значимой продуктивной деятельности, направленной на решение проблем местного социума, а также в участии в благотворительных акциях и делах социального служения.
Какое ключевое условие реализации проекта?
Это развитие педагогической культуры учителя

Педагогическая культура учителя включает:
  • расширение представлений в области историко-культурологического образования и духовно-нравственного развития личности
  • овладение методологической грамотностью (не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий и подходов, чтобы сознательно выбирать)
  • выращивание новых педагогических компетенций.

          Современный педагог становится (должен становиться) подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своим содержанием педагогической деятельности, своими педагогическими средствами, адекватными для каждой ступени образования.
           Ключевое условие проектируется в альтернативной стратегии переподготовки, предполагающей
  • исследование инсуффицерности— личностно-профессиональной неудовлетворенности учителя с позиции субъекта педагогической среды
  • определение самим педагогом собственных личностно-смысловых детерминант профессионализма (по методике М.Н.Мироновой), поскольку известно, что специфическим орудием, инструментом развития человека является психологическая личность (Б.С. Братусь, 1997)
  • осмысленное постижение основ православной культуры.

          Самораспознавание необходимо в рамках данного проекта, оно помогает педагогу понять, ради чего он делает новую работу, в чем смысл выполняемых действий, во имя Кого осуществляется служение на педагогическом поприще.
          Срок реализации проекта: 2006 г. — 2012 г.
          На первом этапе проекта проведено сравнительное исследование концептуальных подходов и программ религиозно-познавательного историко-культурологического содеражния, используемых в школах Калужской области. Выбор сделан в пользу курса «Основы православной культуры» по учебно-методического комплекту А.В.Бородиной «История религиозной культуры». Почему?

          1. Программа учебного курса разработана для 1-11 классов общеобразовательных школ.
          2. Программа апробирована в школах разного типа с 1996 года.
С 2004 года программа и учебно-методическое обеспечение эффективно используется в школе № 3 г. Боровска учителем Альбиной Михайловной Даниловой.
          3. Содержание курса религиозно-познавательное, а не вероучительное (обучение религии, воспитание в ней).
          4. По принципу отбора и подачи материала — это историко-культурологический курс.
Как историческую дисциплину в курсе изучают:
  • собственно религию, то есть взаимоотношения человека с Богом;
  • религиозную этику и философию;
  • искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.
Таким образом, история религиозной культуры поможет учащимся в изучении базовых школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.
          5. Автор четко выделяет рамку содержания предмета — это не православная культура, предполагающая достаточно широкое освещение, а только основы этой культуры:
  • главные положения православного религиозного мировоззрения
  • выдающиеся события христианской истории
  • основные дефиниции православия.
Это и есть основы православной культуры.
          6. Применяется ценностно-знаниевый подход в преподавании курса, что, по мнению автора, позволяет соблюдать следующие психолого-педагогические принципы:
  • приоритет духовных ценностей;
  • уважение к внутреннему миру каждого школьника;
  • единство учебного и воспитательного процессов;
  • рефлексивность обучения;
  • равная ответственность педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
          7. Сохраняется светский характер образования (воспитание, обучение, развитие)
          8. Предъявляются общепедагогические требования к учителю, преподающему курс:
  • педагогическое образование;
  • учительский опыт работы в школе
  • повышение квалификации по теме «Основы православной культуры»
  • учебная нагрузка учителя не только по ОПК, а и по другому предмету.
          9. Все учебники и рабочие тетради соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, красочные, богато иллюстрированы, в хороших переплетах. В учебно-методический комплект входит словарь, хрестоматия, дополнительная литература, комплекты демонстрационных таблиц.
          10. Автор не ставит целью подготовку служителей Церкви или воспитание в вере; не включаются в урок обряды и таинства.
          11. Восполняется ценностно-смысловой пробел по основам культурообразующей религии Отечества — Православия. Это единая сверхзадача актуальна для всех регионов Российской Федерации, а тем более для Калужской области, где подавляющее число жителей идентифицирует себя с православными христианами.
          12. Структура программы предполагает широкие возможности для включения учителем историко-культурологического религиозно-познавательного компонента малой Родины
          13. Изучение курса повышает качество образования школьников по базовым предметам за счет обогащения духовной лексикой (основными дефинициями Православия), открывающей детям подлинные смыслы и глубины русского литературного наследия, равно как и большого числа зарубежной классики.
          14. Приобщение к традиции позволяет постепенно восстановить главный ориентир в воспитании — органичное соответствие поведения растущего человека нормам нравственности, которая укоренена в Православии.
          15. Преподавание курса — один из способов развития педагогической культуры учителя, не по своей воле лишенного религиозного образования, в направлении высокой (духовной) культуры. А это путь к преображению человеком своей личности.
          16. Развитие педагогической культуры учителя ведет к преобразованию уклада школьной жизни, культурной педагогической среды образовательного учреждения. Принцип преобразования: восполнение духовными и нравственными ценностями Православия как духовной традиции отечественной культуры.

          Концептуальный подход разработан и впервые публично представлен Т.В. Анохиной, на круглом столе в г. Мещовске в рамках Российской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» Калуга, 20-21 декабря, 2007 г.

Празднование Недели святых жен-мироносиц

Культурная педагогическая среда образовательного учреждения

Резолюция X образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодёжи

Х-е районные образовательные Свято-Пафнутьвские чтения Доклад Виктора Николаевича Терникова

Резолюция ХI районных Свято–Пафнутьевских образовательных чтений

«По плодам их узнаете их…» — размышления о значимых результатах соработничества

Резолюция ХII районных Свято–Пафнутьевских образовательных чтений

Стратегические просчеты и тактические приобретения

Обращение к Губернатору Калужской области Анатолию Дмитриевичу Артамонову и Председателю Законодательного Собрания Калужской области Виктору Сергеевичу Бабурину

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской православной церкви № 66 от 26 ноября 2010 года

Договор о сотрудничестве в сфере культурно-просветительской деятельности, духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи от 14 января 2011 года










Опросы

Какой способ оплаты коммунальной услуги по отоплению для Вас предпочтительнее?



Погода


Ветер: ,  м/сек.
Давление:  мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход: